Формирование основ экологической культуры дошкольников в условиях ДОО через наблюдения

03.11.2016

 

В настоящее время экологическая проблема человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала актуальной и приняла огромные масштабы.

 

Основы экологической культуры закладываются в раннем возрасте, когда ребенок впервые попадает в мир знаний о природе. Дальнейшее отношение детей к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они ее ценность, насколько глубоко будут воспитаны эстетические и нравственные отношения к природным объектам.

 Метод наблюдения в экологическом воспитании детей является основным.

 Наблюдения в детском саду - это устроенное воспитателем, целенаправленное, планомерное, активное восприятие детьми явлений окружающего мира.

Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний - установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных), сезонных явлений.

Задачи, которые решает воспитатель в процессе организации наблюдений:

- формирует у детей знания о природе,

- учит правилам поведения в природе;

- учит понимать, чувствовать, любоваться природой

- развивает наблюдательность,

Виды наблюдений:

Существуют следующие виды наблюдений: Педагогическая классификация.

  • По характеру наблюдаемых объектов:

- наблюдения за объектами живой природы (представители животного мира ,представители мира растений);

- наблюдения за объектами неживой природы (солнце, камни, вода, снег, песок...);

- наблюдения за трудом человека в природе (полив цветов и огородных растений, уборка листьев и сорной травы, разрабатывание грядок)

  • По месту проведения наблюдений:

- в групповой комнате. В групповой комнате мы можем наблюдать за растениями, содержащимися в живом уголке; за плодами и семенами растений (овощи, фрукты, шишки, листья, цветы); за птицами, подлетающими близко к зданию ДОО; за погодой; за явлениями природы.

- на участке ДОО. На территории ДОО мы можем наблюдать объекты живой и неживой природы в естественных условиях.

- в специально организованных условиях (в цветнике, на огороде, в теплице).

  • По времени: кратковременные, длительные (включают в себя несколько эпизодических наблюдений. Например, распускание почек).
  • По плановости:

- по плану воспитателя. По плану воспитателя происходят в основном наблюдения за сезонными явлениями природы (распускание почек, бутонов, таяние снега, листопад и т.д.) В общем, то, что зафиксировано в календаре, можно спланировать и организовать наблюдения с детьми.  

- по инициативе детей (например, ребенок нашел червяка - воспитатель должен раскрыть ему все его особенности).

  • По новизне решаемых задач:

- первичные («знакомство с воробьем»),

- повторные («наблюдение за воробьем» - даются новые сведения),

- сравнительные («воробей и голубь»),

- итоговые (обобщаются, систематизируются знания о воробье)

· По форме организации: индивидуальные, групповые, фронтальные.

 

Правила проведения наблюдений

Каждый вид наблюдений требует своеобразного руководства со стороны воспитателя. Вместе с тем есть общие требования для проведения всех видов наблюдений.

1. Цель и задача наблюдения должны быть поставлены четко и конкретно. Во всех случаях задача должна иметь познавательный характер, заставлять ребенка думать, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос.

2. Для каждого наблюдения воспитателю необходимо отбирать небольшой круг знаний. Представления об объектах природы формируются у детей постепенно, в результате многократных встреч с ними. Каждое наблюдение должно давать детям новые знания, постепенно расширяя и углубляя первоначальные представления.

3. В организации наблюдений следует предусматривать системность, что обеспечит их взаимосвязь. В результате у детей сформируется полное, глубокое представление об окружающей природе.

4 Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей. Для активизации умственной деятельности используются: обследовательские действия, привлечение детского опыта, проговаривание результатов наблюдения, сравнение одного объекта с другим, предъявление вопросов разной степени сложности.

5. Наблюдение должно разбудить у детей интерес к природе, желание как можно больше узнать о ней.

6. Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, должны укрепляться, уточняться, обобщаться, систематизироваться с помощью других методов и форм работы. Такими способами могут быть: рассказ воспитателя, чтение книг о природе, рисование и лепка, ведение календарей природы, беседы об увиденном.

7. В результате наблюдения у детей должно быть сформировано представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы.

Значение наблюдений в формировании основ экологической культуры дошкольников

Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии. Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности, приводит к формированию основ экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой. Показателем эффективности экологической образованности и воспитанности являются не только знания и поведение ребенка, но и его участие в улучшении природного окружения своей местности. 

Тюменская область, ХМАО-Югра, г.Нижневартовск, ул.60 лет Октября, д.49б
Создано с помощью Webnode
Создайте свой сайт бесплатно! Этот сайт сделан с помощью «Webnode». Создайте свой собственный сайт бесплатно уже сегодня! Начать