Многофункциональное дидактическое пособие
Предлагаю вниманию педагогов многофункциональное дидактическое пособие, созданное на основе «Кругов Луллия».
Круги Луллия - одно из средств развития интеллектуально-творческих способностей детей, развития речи. Данное пособие может быть использовано для работы с детьми во всех возрастных группах при условии подбора игр, соответствующих возрастным особенностям детей.
- развитие познавательной активности;
- развитие представлении о сенсорных эталонах (восприятие цвета, формы);
-формирование элементарных математических представлений;
- обогащение активного и пассивного словаря;
- развитие связной речи;
- развитие мелкой моторики и координации движений рук.
Процесс изготовления пособия
Для создания пособия вам понадобится: фанера, 2 петли, 2 металлических стержня, виниловые пластинки, картинки по лексическим темам.
1.Взять фанеру. Выпилить две части прямоугольной формы, соединить между собой с помощью петель. Длину фанерного корпуса рекомендуется сделать чуть меньше диаметра двух пластинок, для того чтобы их удобно было вращать за выступающие части.
2.В верхней части дидактического пособия выпилить окошко в виде шестиугольника, в котором будет видно по одному сектору первого и второго круга.
3. В нижней части пособия закрепить 2 металлических стержня, на которых будут свободно вращаться пластинки.
4. Пластинки разбить на 4, 5, 6 секторов в зависимости от числа картинок. В каждый сектор наклеить картинки, подобрав их по лексическим темам, таким образом, чтобы на левой пластинке картинки находились по часовой стрелке, а на правой - против часовой стрелки. Парные пластинки пометить путём наклеивания в центр одинакового по цвету круга из самоклеящейся плёнки и ободка из цветной изоленты.
6. Закрыть крышку пособия и начать игру. В одном из окошечек устанавливается картинка, пара к которой подбирается путём прокручивания другого круга. В этих играх одной картинке 1-го круга обязательно должна соответствовать одна картинка 2-го круга.
Варианты игр:
Дидактическая игра «Часть - целое»
Задачи: активизировать и расширять словарный запас, знакомить с предметами окружающего мира и их назначением.
Ход игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть предложенную картинку в 1-ом секторе с левой стороны, назвать предмет, изображенный на ней. Подобрать картинку с изображением части этого предмета с правой стороны путем вращения круга.
Дидактическая игра «С какого дерева лист?»
Задачи: закрепить с детьми названия деревьев, внешний вид листьев; развивать внимание, наблюдательность, память; воспитывать познавательный интерес.
Ход игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть картинку в 1-ом секторе с левой стороны, назвать дерево, изображенное на ней. Подобрать картинку с изображением листа с этого дерева с правой стороны путем вращения круга.
Дидактическая игра «Найди тень»
Задачи: учить детей находить заданные силуэты; развивать зрительное восприятие детей, внимание, логическое мышление; развивать приемы зрительного наложения.
Ход игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть картинку в первом секторе с левой стороны, назвать предмет, изображенный на ней. Подобрать картинку с изображением тени этого предмета с левой стороны путем вращения круга.
Дидактическая игра «Профессии»
Задачи: расширять представления о профессиях; знакомить с орудиями труда, инструментами, нужными людям этих профессии, соотносить их; воспитывать уважение к труду взрослых.
Ход игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть картинку с первом секторе с левой стороны, назвать предмет, изображенный на ней. Подобрать картинку с изображением профессии, в которой используется этот предмет.
Дидактическая игра «Один - много»
Ход игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть картинку в первом секторе с левой стороны, назвать предмет, изображенный на ней. Путем прокручивания пластинки с правой стороны подобрать картинку с изображением множества этих же предметов. Правильно назвать, согласовывая слова в роде, числе, падеже.
Дидактическая игра "Кто где живёт?"
Дидактическая игра "Кто что ест?"
Дидактическая игра "Мамы и их детёныши"
Дидактическая игра "Подбери цифре количество предметов"
Дидактическая игра "Цветные картинки"
Дидактическая игра "На что похоже"
Для создания игрового занимательного пособия использовались следующие информационные материалы:
1. Логинова Л. «Кольца Луллия» // «Обруч» №4, 2004 г.
2. Сидорчук Т.А., С.В.Лелюх Познаем мир и фантазируем с кругами Луллия. - Издательство АРКТИ, 2015
3. Сидорчук Т.А., прокофьева Н.Ю. Технология развития интеллекта дошкольников. - АО «Первая Образцовая типография», филиал «УЛЬЯНОВСКИЙ ДОМ ПЕЧАТИ», 2015