Взаимодействие с семьей в части развития духовности и патриотизма у дошкольников через игры

03.11.2016


 

Первые чувства патриотизма. Доступны ли они малышам? На этот вопрос можно с уверенностью дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма.

В последние годы произошли существенные изменения, связанные с переосмыслением сущности патриотического воспитания, ему уделяется все больше и больше внимания. Идея воспитания патриотизма и гражданственности стала государственной.

Патриотизм применительно к ребенку старшего дошкольного возраста определяется как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.

Патриотизм - это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможное, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа, входящего в состав России.

В патриотическом воспитании ребенка огромную роль играет семья. Именно в семье зарождается чувство патриотизма. Любовь к Родине начинается с любви к родным людям. Вырастая, ребенок трансформирует любовь к семье в любовь к Родине.

В последнее время наряду с вопросами воспитания патриотизма стали все чаще и чаще подниматься вопросы о духовном возрождении нашей страны. Взрослые обеспокоены тем, что теряют поколение, не сохранили семейные традиции. Что же такое духовность? Это высший уровень развития, на котором основным смыслом жизни становятся высшие человеческие ценности.

Русский философ Иван Александрович Ильин писал: "Истинный патриотизм родится из духовной природы человека»

Как видим, понятия «патриотизм» и «духовность» связаны неразрывно.

Для воспитания настоящего патриота главное, пожалуй, нравственная связь родителей с ребенком. А для этого необходимо находить время для общения. В последнее время педагоги замечают, что воспитание ребенка родители часто превращают в подготовку к учебе в школе. В результате этого из жизни дошкольника вытесняется игра, доброе и живое общение со сверстниками и взрослыми.

И вот здесь педагоги детского сада становятся теми людьми, которые могут помочь родителям осознать, что именно в семье сохраняется память о старшем поколении, передаются русские традиции, ценности, исторические материалы.

Чтобы показать родителям важность развития духовности и патриотизма у детей, в условиях ДОО можно использовать следующие формы работы с родителями:

- Различные тематические мероприятия: утренники, праздничные досуги, вечера народных игр и т.д.

- Дни открытых дверей с организацией просмотра образовательной деятельности по патриотическому воспитанию

-Оформление выставок работ, фотовыставок

-семейные проекты "Наша родословная";

- семинары-практикумы

- портфолио семейного успеха;

Ну, и формы работы посложнее, рассчитанные на уверенного педагога и активных родителей:

-Семейные клубы;

- родительские конференции, основная цель которых - обмен опытом семейного воспитания

- интеллектуальные ринги детей и родителей;

- конкурс семейных талантов.

- А для педагогов с умелыми руками, с любовью и желанием заниматься ручным трудом можно предложить организацию мастер-классов для родителей, или, как вариант, для родителей с детьми. Тематика мастер-классов может быть различной: это может быть изготовление национальных кукол и их одежды; создание обережных кукол, различные техники оформления семейных альбомов, семейных портфолио, оформление генеалогического древа.

Игры, направленные на развитие духовности и формирование патриотических чувств

Для развития у детей духовности и формирования патриотических чувств можно предложить родителям играть с детьми в определенные игры. В некоторые игры можно играть вдвоем, а для некоторых потребуется небольшая компания, которую всегда можно собрать на семейных праздниках.

Игры, направленные на развитие духовности, милосердия, сострадания, на формирование теплых взаимоотношений между членами семьи:

В основном это игры, с помощью которых члены семьи могут в игровой обстановке высказать друг другу то или иное свое пожелание, отметить те или иные добрые черты или благородные поступки своего родственника, проявить к нему свои теплые чувства и уделить ему свое личное время. В наше время это очень важно.

1. «Шарик с пожеланиями»

В простой свободной обстановке вы можете поиграть в игру - пожелание. Надуйте небольшой шарик и предложите всем присутствующим подкидывать его от одного человека к другому так, чтобы шарик не падал на пол и на другие предметы. При этом ведущий должен включить магнитофон или играть на любом музыкальном инструменте. Через короткое время ведущий останавливает музыку. Человек, который последним коснулся шарика до остановки музыки, должен сказать всем присутствующим или какому-нибудь одному человеку пожелание вслух.

2.«Назови ласково»

Играющие встают в круг. Выбирается водящий - Фея Нежность. Фея по очереди дотрагивается волшебной палочкой до всех в круге. Выбранный человек говорит нежные слова соседу справа (слева). Например, милый, дорогой Ванечка. И т.д.

3. «Волшебный стул»

Ведущий обращает внимание всех на то, что каждый человек хорош по-своему: один - прекрасно поет; другой - приветлив, добр к людям, всегда готов помочь; третий - надежен в деле и т. п. Он предлагает организовать игру «Волшебный стул». Один член семьи садится на «волшебный» стул. Остальные говорят только о его хороших поступках.

4. «Свеча»

Ведущий зажигает свечу и предлагает всем встать в круг. Передавая осторожно зажженную свечу, все говорят друг другу добрые пожелания.

5. «Ангел-хранитель»

Ведущий напоминает всем, что каждому христианину Бог при крещении дает Ангела-Хранителя, который невидимо охраняет человека от всякого зла, предостерегает от грехов. Он наш помощник и покровитель. Он ведет нас правильной дорогой, уводя от опасностей. Но человек не видит своего ангела.

Далее ведущий предлагает поиграть в игру «Ангел-хранитель». На полу расставлены препятствия. Вызываются двое человек. Одному завязывают глаза. Другому предлагается аккуратно провести «невидящего» мимо препятствий, т. е. стать его ангелом-хранителем.

6. «Тайный друг»

Сложить конверты с фотографиями участников игры в коробку и предложить каждому участнику вытянуть один из них. Попросить детей не рассказывать, кто им достался на фотографии. Если кто-то вытянул свою фотографию, он вытягивает конверт снова. Объяснить детям, что тот человек, чью фотографию они вытянули, отныне становится их «тайным другом», и в течение всего дня они должны тайно проявлять к нему как можно больше внимания. Предложить детям нарисовать портрет своего «тайного друга». В конце дня попросить участников угадать, кто чьим «тайным другом» был, и провести с ними беседу о дружбе.

7. «Круг желаний»

Цель: Воспитывать миролюбие, твердое желание творить добро. Игровые действия: играющие становятся в круг и, передавая игрушку по очереди друг другу, высказывают свои пожелания. Например, «Я хочу, чтоб все зло на планете исчезло». Главное условие: пожелания должны быть направлены на формирование добра вокруг.

8. «Благородные поступки»

Цель: Воспитывать в детях желание совершать благородные поступки. Ход игры: Детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам (женщинам) и мальчикам (мужчинам). Ведущий кидает в руки мяч одному из игроков, тот называет благородный поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию.

Игры по патриотическому воспитанию:

В этом блоке представлены игры, направленные непосредственно на формирование у детей знаний о своем городе и стране, о нашей природе, наших обычаях.

1. « Мой адрес...»Цель: формировать умение и знание детей называть свой домашний адрес.

Материал: мяч Ход игры: все встают в круг, ведущий передаёт мяч ребёнку и говорит: Я живу на ... этаже», ребёнок продолжает, называя свой этаж, и передаёт мяч соседу и т. д.

2.«Расскажи о своей семье»

Цель: Сформировать представление о себе как о члене семьи. Показать значение семьи в жизни человека. Формировать желание рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими, любить их.
Материал: Фотоальбом, составленный совместно с родителями с семейными фотографиями с генеалогическим древом семьи

3. «Где это находится?»

Цель: знакомить детей с памятниками, достопримечательностями города учить ориентироваться в родном городе Материал: иллюстрации и открытки с изображением достопримечательностей города Ход игры: Ведущий показывает участникам игры ту или иную иллюстрацию, просит рассказать, какое место города на ней изображено.

 

5. «Малая красная книга »Цель: закрепить знания детей о редких растениях и животных, птицах нашего края, занесенных в «Красную книгу». Материал: «малая красная книга», составленная совместно с родителями, картинки и иллюстрации с изображением редких животных и растений, птиц Ход: Ведущий показывает картинку с изображением редких животных и растений, дети называют

 

6. "Символы нашей страны"

Цель - развить логическое мышление, память дошкольника. Необходимо разделить герб города, страны или флаг на несколько деталей. При этом ребенку даются и лишние элементы.

Дети должны собрать необходимую композицию. Проводить эту процедуру можно также в виде соревнования нескольких команд. Та команда, которая правильно соберет символику, должна еще и объяснить элементы, изображенные на ней, а также историю их возникновения.

7. «Назови, кто»

Цель: знакомить детей с главными людьми РФ (Путин, Шойгу, Медведев)Материал: портреты известных соотечественников. Ход: Ведущий показывает портреты, предлагает детям назвать того, кто изображен на портрете и рассказать, чем он знаменит.

8. «Народные промыслы» Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы. Материал: картинки и изображения с предметами народного творчества Ход игры: Ведущий показывает картинку сизображением предметов народных промыслов. Дети называют.

9. «Собери узор»

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: разрезные картинки с изображениями народных промыслов

Дети собирают картинки из фрагментов.

10. «Подбери наряд кукле»

Цель: знакомить с национальной одеждой, прививать интерес к национальной культуре, любовь к Родине, родному краю. Материал: кукла, национальные костюмы для куклы, картинки и иллюстрации с изображением народных костюмов». Ход игры -Дети одевают куклу в национальную одежду.

11. «Продолжи пословицу»

Цель: знакомить с устным народным словотворчеством.

Ход: Ведущий начинает пословицу, дети ее продолжают.

12. «Какие праздники ты знаешь ?»

Цель: закрепить знания о праздниках (народные, государственные, религиозные)

Материал: картинки и иллюстрации с изображением праздников, открытки к разным праздникам. Ход: Ведущий показывает карточки и открытки. Дети угадывают, что за праздник. Предлагает подобрать карточку с праздником, а к ней тематическую открытку.

Некоторые патриотические игры могут выглядеть самыми обычными играми, и только предварительная тщательная подготовка к этому мероприятию может выявить патриотические нотки в игре.

В рамках проведения данной консультации нельзя не затронуть и тему русских народных хороводных игр. Ведь эти игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Издавна в них ярко отражались образы людей, их быт, труд, национальные устои. Среди народных игр можно выделить; подвижные игры, музыкальные, обрядовые, игры-хороводы и другие. Основным отличием народных игр является соединение слова, напева, исполнения, которые сопровождаются соответствующими жестами и мимикой. Даже просто взяв за основу народные игры можно многое узнать о том, как жили наши предки.

 Русские народные хороводные игры: 

1. Кукушка

Играющие стоят в кругу. В центре водящий с закрытыми глазами.

Все идут по кругу и поют:

«К нам кукушка в огород Прилетела и поет.

Ты кукушка не зевай, Кто кукует, отгадай»

Ведущий указывает на любого в кругу. Ребенок пропевает «Ку-ку». Водящий должен угадать по голосу.

2.«Овощи»

Дети идут по кругу взявшись за руки. В центре круга водящий с завязанными глазами.

Все поют:

Как то вечерком на грядке Репа свекла, редька, лук Поиграть решили в прятки Но сначала встали в круг.

Останавливаются, считают загибая пальцы. Водящий кружится.

Рассчитались четко тут же Раз, два, три, четыре, пять, Прячься лучше, прячься глубже. Ну, а ты иди искать.

Дети приседают, водящий идет искать. Стараясь найти и на ощупь отгадать, кого поймал.

3.«Барашек»

Дети идут по кругу и поют. В центре водящий «Барашек»

Ты барашек серенький, Ты барашек беленький, Мы тебя кормили, Мы тебя поили, Ты нас не бодай, С нами поиграй, Скорее догоняй.

С окончанием пения дети разбегаются. Барашек ловит. Кого поймал, тот выполняет роль барашка.

4. «Игра с колокольчиком».

Звучит музыка. Дети стоят в кругу, взявшись за руки. В центре круга ребенок с колокольчиком. С началом пения идут противоходом.

Ребенок с колокольчиком поет:

С колокольчиком хожу, На ребяток я гляжу. Колокольчик золотой, Кто плясать пойдет со мной?

В конце песни ребенок с колокольчиком выбирает того, с кем будет танцевать. Двое детей пляшут под любую плясовую музыку. Выбранный ребенок становится ведущим.

5. «Звездочет»

Дети стоят в кругу. В центре Звездочет. Дети идут по кругу вправо и поют:

В небе звездочки мигают, Звездам хочется играть, Звездочет считает звезды Раз, два, три, четыре, пять!

Припев: (идут в круг, отходят назад.) Звездочет, звездочет, Поиграй- ка с нами! Что покажешь ты нам, Отгадаем сами.

Кто отгадает, что делает Звездочет, становится Звездочетом.

6. «Заря -зарница»

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих - заря - ходит сзади с лентой и говорит:

Заря-зарница, Красная девица, По полю ходила, Ключи обронила, Ключи золотые, Ленты голубые, Кольца обвитые - За водой пошла!

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей.

7. «Зайка»

Дети становятся в круг, держась за руки. В центре круга стоит грустный зайка. Дети поют:

Зайка, зайка! Что с тобой? Ты сидишь совсем больной. Ты вставай, вставай, скачи! Вот морковку получи! (2 раза) Получи и попляши!

Все дети подходят к зайке и дают ему воображаемую морковку. Зайчик берёт морковку, делается весёлым и начинает плясать. А дети хлопают в ладоши. Потом выбирается другой зайка.

8. «Огуречик»

Педагог выбирает Огуречика, который садится в центр круга. Дети вместе с педагогом ходят по кругу и поют:

Огуречик, огуречик, Ты совсем как человечек. Мы тебя кормили, Мы тебя поили, На ноги поставили, (подходят к огуречику и поднимают его) Танцевать заставили. Танцуй сколько хочешь, Выбирай, кого захочешь.

Огуречик танцует, дети хлопают в ладоши. После танца Огуречик выбирает на своё место другого ребёнка, и игра продолжается.

Заключение

Кропотливые усилия родителей, а также педагогов обязательно приведут к формированию благородной личности, которая до самого конца будет осознавать свою причастность к судьбе Отечества.

Спустя десять - двадцать лет сегодняшние дети вырастут и станут руководителями производства и страны. От того, как они будут воспитаны, зависит, какой будет наша страна.  


Тюменская область, ХМАО-Югра, г.Нижневартовск, ул.60 лет Октября, д.49б
Создано с помощью Webnode
Создайте свой сайт бесплатно! Этот сайт сделан с помощью «Webnode». Создайте свой собственный сайт бесплатно уже сегодня! Начать